Карта сайта
 


Гарри Поттер
Властелин Колец
Матрица
Вавилон-5
Шерлок Холмс
Ночной Дозор
La Femme Nikita
А также...

Pink Floyd
Deep Purple
Led Zeppelin
Queen
..и другие рок-группы

Дисклеймер
Контакты

Полет над грозой
 

 

Рабочие моменты сериала "Никита"

 

Информация

Автор: (c) Anne Rider, 2001
Рейтинг: PG
Жанр: юмор, приключения
Персонажи: Пета Уилсон (Никита), Рой Дюпуи (Майкл), Юджин Глейзер (Шеф), режиссер и др.
Краткое содержание: Лучшие и избранные моменты съемок, или Как все могло быть на самом деле...


Все вы знаете, что за каждым сериалом стоит тяжкий труд режиссера и его команды. Безусловно, реальный процесс съемок сильно отличается от того, что мы видим на экране. Поэтому я предлагаю вам ознакомиться с рабочими моментами сериала «Никита». В меру своих сил и возможностей я постараюсь показать, какими являются герои сериала за кадром. Всем ясно, что это совершенно отличающиеся от своих персонажей люди, но… кто сказал, что Юджин Глейзер не похож на Шефа?..

Отбор актеров
Режиссер и пара его ассистентов за столом
Входит Никита… то есть Пета, извините – привычка!

Режиссер:
- Привет, дорогая! Радуйся: я уже подобрал твоего «возлюбленного»!
Пета с надеждой вскрикивает:
- Майкл Дуглас, да? Ты же обещал!
- Нет… это Рой [в сериале – Майкл]. Знакомься.
Входит Рой. Пета смотрит на него… и выкрикивает, обращаясь к режиссеру:
- Слушай, ты что, идиот?!
(При этой реплике ассистенты смущенно отворачиваются)
- Ты надеялся, что я буду целоваться и называть любимым эту кошмарину?!
Режиссер в сложной ситуации: он не может допустить ухода Петы, а за Роя вступилась его жена… но о ней позже. Рой опускает глаза – он очень застенчивый. Пета продолжает скандал, пару раз толкнув Роя рукой:
- Нет, ты мне объясни! Как я с этим буду целоваться?!
- Ладно, ладно…
Режиссер достает мобилку и звонит сценаристу:
- Алло! Привет! Слушай: срочно меняем Майклу имидж! Да, да, минимум любви, поцелуев и любовных сцен! Что?! Да мне плевать на твой отпуск в Италии! Быстро ко мне! И не забудь ноутбук в самолете – на тебя уже все авиакомпании жалуются!!!
Пета успокаивается, но продолжает издеваться:
- Черт, ты же знаешь, что я люблю блондинов! Именно! И с голубыми глазами!
(Режиссер читал сценарий – и подшучивает):
- Может, еще и в черном костюме?
- Как ты догадался?!
Уловив секунду перемирия, режиссер говорит занятым тоном:
- Все-все! Идите в столовую, налаживайте отношения!
Пета и Рой выходят. Пета с яростью смотрит на него и предупреждает:
- Только попробуй лезть ко мне, и…
Она уходит, погрозив ему кулаком топ модели. Рой несколько обижен. Он достает мобилку и звонит… жене режиссера:
- Да, да, это я… Представляешь, какой ужас эта Пета! Что?! Взорвется в конце первого сезона? Ур-ра!!!
Рой уже успел обрадоваться, когда…
- Что?! Я – ее – спасу?! -------------

Офис режиссера
Режиссер обсуждает кандидатов на роль Шефа

Режиссер:
- … значит, заходит ко мне вчера Пирс Броснен, наш «агент 007»! Ха! Он мечтал, что за его машину-амфибию я подарю ему роль!
- А кто был после Броснена? Такой парень лет тридцати в черном пальто?
- Это?! Да тот козел, который играл Малдера в «Икс файлах»!
- Не может быть! И что?
- Ну пойми же ты!!! Это – важная роль, и мне не нужны фразы типа «наша цель – база инопланетян»!
Их диалог прерывается на полуслове грохотом открывшейся двери. Входит Юджин Глейзер в черном пиджаке и пока что с естественным цветом волос, но это ненадолго - дальше вы поймете, почему. Режиссер ловит его взгляд и понимает, что…
Мысли режиссера прерывает монолог:
- Значит так: здесь еще кто-то сомневается, что роль Шефа моя?..
(Для создания нужного эффекта в дверном проеме появляются телохранители Юджина в одинаковых очках)
Режиссер начинает пасовать:
- Х-хорошо, роль ваша…
Юджин улыбается холодной улыбкой и быстро выходит в коридор. Его улыбка становится естественнее, когда он видит Пету…
Пета смотрит на Юджина и восхищенно думает: «Боже мой! Голубые глаза! Правда, не блондин, но это поправимо!.. Все – пора знакомиться!»
Юджин понимает Пету без слов и дает телохранителям сигнал «отбой», одновременно вспоминая название своего любимого ресторана…

Кабинет режиссера
Режиссер перебирает списки утвержденных актеров

- Та-ак… Посмотрим… Что-что?! Альберта… как? Альберта Ватсон?! [Ватсон – англ. Watson; в сериале – Медлен] Это что еще за Конан Дойль?! Опять сценарист постарался – чертов любитель детективов!
(В кабинет входит Дон Френкс [в сериале – Вальтер], таща за шиворот Мэттью Фергюсона [в сериале – Биркоффа])
Режиссер:
- А-а, привет, Дон! Давно не виделись! Ну, как ты? Доволен новой ролью?
- Конечно! Только вот… внука некуда девать: дочь уехала на Гавайи, ее муж в командировке…
Режиссер смотрит на парня в стильных джинсах от «Diesel» и спрашивает:
- Снимался когда-нибудь?
- Не-а!
- В компьютерах шаришь?
- Не-а!
Режиссер снимает трубку и орет в телефон:
- Алло, Джонни!.. Скажи Спилбергу, что я нашел для сериала компьютерного гения!
Он протягивает Мэттью зеленые очки. Удивленный Мэттью:
- Почему зеленые? Я что, играю военного?
- Ага, мечтай! Скажи еще спасибо, что не розовые! Хотя тебе они бы не помешали – ты ведь не знаешь, кого я нанял на роль Шефа…
(Режиссер невольно вздрагивает – он не забыл тот разговор…)
Дон закрывает лицо руками и обреченно говорит:
- Нет… Это конец… Ты нанял Юджина…
- Да, именно его, а что?
Дон выходит в коридор – скорее всего, чтобы выругаться без свидетелей. Мэттью хочется показать себя перед режиссером, и он заявляет:
- А я… а я умею…
(Он задумался…)
- Да, вот! Умею я играть в пейнтбол! Ведь в сериале будет много стрелянины, правда?
Режиссер вздыхает и говорит в трубку:
- Алло, Джонни... Скажи сценаристу, что эпизод захвата Биркоффом базы Ячейки отменяется!

Итак, актеры подобраны, сценарий исправлен, режиссер доволен… пока что.

Перед съемками
Съемочная площадка
«Коллектив Отдела» в сборе
Все, кроме Петы, удивленно смотрят на Юджина – всем, кроме Дона, и в голову не приходило, что он окажется такой демонической личностью

Юджин:
- Альберта! Давно не виделись!
- Привет! Ну, не ожидала…
Пета:
- Вы знакомы?
- Да так, от фильма к фильму…
(Юджин замечает Дона…)
- Дон?! Какого черта?!
Дон отвечает со злостью:
- Сам не знаю, какого…
[Видимо, в прошлом у них были небольшие разногласия…]
Юджин начинает выходить из себя, а это очень опасно для здоровья окружающих – говорят, он служил в армии…
- Я не собираюсь с тобой работать, Дон! И не мечтай!
- Чтобы я?! Мечтал?! О таком?!!
Дон хочет «наехать» на Юджина, но его джинсовый костюм никак не тянет на черный пиджак от Армани. Поэтому спор переходит на сериал:
- Дон:
- А я работаю в оружейке!
Юджин:
- А у меня свой офис!
- А мне ближе к столовой!
- А у меня имя длиннее!
(Против последнего аргумента Дону нечего возразить…)
Режиссер:
- Стоп, стоп! Что за скандалы? Быстро всем по местам!
Все расходятся. Рой застенчиво подходит к Альберте. Та бросает на него взгляд, означающий «отвянь, ты меня не интересуешь!»

Первая серия – «Никита»
Сцена с Никитой и Майклом
Никита ругается по поводу того, что ее самым наглым и бессовестным образом затащили в Отдел…

Пета пытается ударить Роя. Он назидательно говорит:
- Бей по почкам!
Пета (с радостью):
- Хорошо!
Дальше камера фиксирует удар и падающего Роя. Где-то за кадром слышен тихий смех Юджина и Альберты. Вопль режиссера:
- Нет, нет, стоп! Пета! Действуй по сценарию!
Пета опять в кадре с довольной улыбкой. Роя нигде не видно…
Пета:
- Рой, вставай!
(Тишина)
- Ро-ой!.. Во слабак!
(За кадром слышен голос режиссера: «Рой, что случилось?» Далее идет реплика Юджина, видимо, хотевшего подбодрить Роя: «Ты ликвидирован!» Потом – голос Дона: «Глейзер, не мешай съемке!» Затем… звук удара, визг Мэттью и опять вопль режиссера: «Черт! Как мы теперь будем снимать Вальтера?!»)
Небольшое примечание. О работе оператора: в первой серии он еще не въехал, что самое интересное происходит за кадром, так что нам приходится довольствоваться только голосами на фоне обрадованной Петы. Кстати, огромное спасибо тем людям, кто делал монтаж сериала, – это был адский труд…

Дубль два
Та же сцена
Непонятно: или светотехники что-то напутали, или Рой на самом деле такой бледный после удара… Кто видел его зеленым, не пугайтесь: это у вас что-то с телевизором…

Пета опять пытается ударить Роя. Он говорит:
- Лучше бей по почкам: тогда ты…
(Голос режиссера: «Стоп, стоп!»)
В кадре – сам режиссер [а вот это место надо было оставить – здесь он так похож на Джорджа!]
Режиссер:
- Нет, Рой! Так не пойдет! Ты говоришь, как Гамлет на двенадцатую ночь в шкафу у Дездемоны! Меньше эмоций!
Рой:
- Что-что?
- Ну, представь, что ты… например, бревно! Сможешь сыграть бревно?
Рой несколько удивлен такой просьбой, но что поделаешь: Стив Спилберг после просмотра «Титаника» зарекся делать сопливые сцены…
Режиссер обращается в камеру к оператору:
- Сними их крупным планом!.. Потом протрешь объектив.

Дубль три
Та же сцена
Рой приходит в себя не сразу – он занят разработкой теории поведения бревна

Рой:
- Бей по почкам…
В кадр влетают Юджин и Дон с синяком под глазом. Юджин очень профессионально проводит удар левой по челюсти – уникальный момент! Вряд ли мы еще увидим такой удар в исполнении Шефа… Они падают на пол, тем самым освобождая кадр.
Рой пытается продолжить монолог, потихоньку смещаясь влево. Оператор старается, чтобы Глейзер и Френкс остались за кадром, но выше уже только потолок. Крик режиссера: «Что здесь опять происходит?!» Отвечает Альберта: «Подожди, не лезь! Такой эпизод испортишь!» Оператор плюнул на все и опустил камеру. В кадре – удивленная Пета и испуганный Рой, забывший все слова. Вдруг на их фоне появляется Глейзер с улыбкой, которая после, в сериале, будет служить карьеристской. Он поправляет галстук цвета «металлик» и окидывает площадку типичным взглядом Шефа. [В этом кадре Юджин – истинный начальник Отдела: в черном пиджаке, с убийственным взглядом и с тонкой красной полоской на левой щеке, оставленной кровью из разбитой брови].
Глейзер, наконец, выходит из кадра. Оператор поворачивает камеру (наконец-то дошло!) и фиксирует, как он подходит к Альберте. В темноте неосвещенного прожекторами пространства видно, как она с волнением обнимает его и спрашивает: «Юджин, все в порядке?» Глейзер уходит вместе с ней, прижав ладонь к брови и комментируя: «Так и надо этому идиоту Дону!» [Я думаю, именно тогда у режиссера зародилась идея мести - снять серию «Новый режим» о выстреле в Шефа…]
Мы снова видим Пету и Роя. Они с удивлением смотрят на… скорее всего, на Дона, но нам этого не видно за столом. Влетает режиссер. Он, кажется, недоволен…
- Какого черта вы все здесь делаете?! Мне снимать нужно, Спилберг серии требует, а вы тут беспредел учинили! Все! Продолжим завтра! Всем разойтись!!!
Пета и Рой уходят из кадра в разные стороны. Режиссер что-то доказывает Стиву Спилбергу по мобильному, не обращая никакого внимания на лежащего на полу, видимо, Дона.

(Дальше оператор каким-то образом пробрался в соседнюю комнату, где находились Юджин, Альберта, Пета и Рой)

В кадре – черный кожаный диван. На нем с закрытыми глазами лежит Глейзер [он всегда, и даже в сериале, отличался способностью выбирать все самое лучшее] Те, у кого телевизор с плазменным экраном, вполне могут заметить, что его левая бровь профессионально заклеена лейкопластырем – Альберта еще поразит всех своими медицинскими познаниями в серии «Новый режим».
Сама Альберта сидит в кресле рядом с диваном и смотрит на Юджина несколько подозрительным для простых дружеских отношений взглядом… [И еще о телевизорах: если у вас черно-белый типа «Березка» - не отчаивайтесь! Светлые волосы Шефа и Никиты будут прекрасно смотреться на фоне соответственно черного знаменитого пиджака и черного Майклового пальто]
За столом сидят Пета и Рой. Входит Мэттью с новым ноутбуком и просит помочь ему научиться включать этот аппарат. Далее события происходят стремительнее, так как в комнату врывается Дон. Юджин вскакивает, отработанным движением пряча очки во внутренний карман [ну, насчет очков я еще могла бы поспорить: достаточно вспомнить его снайперский удар в челюсть…] Дон выбегает в коридор, слышны крики, звуки ударов и звон чего-то разбившегося…
Конец этого эпизода - вернее, его результат, можно узнать из продолжения съемок на следующий день…

Декорации для нового эпизода
До начала съемок

Глейзер сидит за столом в «офисе» и читает газету. От наблюдательного взгляда не скроется, что под манжетой его черной рубашки можно рассмотреть краешек белого бинта. На столе лежит угрожающего вида армейский ножик.
В кадр входит режиссер…
Режиссер (осмотрев Юджина критическим взглядом):
- Ты готов сегодня сниматься?
Глейзер медленно отдирает от брови пластырь и отвечает:
- Да.
[Внимание! Дальше мы узнаем интересные подробности вчерашней драки!]
Режиссер:
- Дон сказал мне, что он сломал тебе запястье своим любимым приемом.
Глейзер – само спокойствие. Он отвечает:
- Это не соответствует действительности. [Видимо, Юджин имеет в виду: «Как этот слабак Дон смог бы такое?!»]
Глейзер продолжает:
- Я порезался о стекло от разбитого прожектора.
- Л-ладно, сегодня ты свободен. Будем снимать остальные эпизоды… Все на площадку!!! А тебе, Юджин, я бы посоветовал отдохнуть.
Примечание. Опять по поводу телевизоров. Если цветовая гамма и соотношение яркость-контраст на вашем телевизоре правильные, значит, вы действительно можете заметить, что лицо Глейзера выглядит несколько бледнее обычного. Но если вы видите, что его пиджак стал красным, или, не дай бог, белым, - попробуйте поискать на других каналах восемь цветных полосок и «настроиться».

Итак, вернемся в кадр. Спокойствие Юджина, наконец, вознаграждено – везде вырубается электрика, и режиссер обо что-то спотыкается – судя по грохоту. Далее разобраться во всем довольно сложно, но можно (если увеличите звук до максимума) различить удаляющиеся шаги Глейзера.

Следующая серия – последняя в первом сезоне
[Кстати, по поводу предыдущего эпизода – вот прекрасное проявление той двойственности неопределенности в сериале. Ведь мы так и не узнали, что в действительности случилось с рукой Глейзера…]

В кадре – большой зал какой-то очередной базы террористов [интересно, кто у них там работает дизайнером…] Глейзер и Альберта обсуждают что-то заговорщическим тоном. Пета скучает неподалеку – ее просто достал этот букет цветов от Роя в гримерке. Посередине – кресло с привязанным к нему парнем, играющим террориста. Над ним с воплями маячит режиссер. (Здесь оператор, видимо, начал колебаться: кого же снимать. Видно то перекошенное лицо режиссера, то итальянские туфли Глейзера. Наконец, стремление к драматургии победило…)
Режиссер (как вы поняли, в ярости):
- Ты что, идиот?! Я тебе объясняю: ты нервничаешь, боишься, а не радуешься первому снегу на Гавайях!!!
(Здесь кадр резко меняется на потолок с висящими прожекторами. На заднем, вернее, верхнем сзади плане слышен голос режиссера: «Извини, не хотел тебя задеть!» Режиссер тут же исправляет свою ошибку, и пока оператор поднимает чудом уцелевшую камеру, слышны вопли парня и звуки ударов)
В кадре крупным планом – Глейзер и Альберта.
Глейзер:
- Ну, все уже готово! Отсняли весь сезон – пора и поиздеваться над режиссером! Ха! Он надеялся, что его работа останется безнаказанной!
Мимо проходит Дон, бросив на Юджина подозрительный взгляд. [Кажется, Глейзер чем-то обеспокоен – возможно, их конфликт с Френксом и был вызван тем, что когда-то Глейзер решил так же подшутить над Доном…] Глейзер нервно снимает пиджак, отдает очки Альберте – кажется, для нее нет лучше подарка, чем подержать его очки – и достает пистолет [заметьте, табельный!!! что узнается с помощью видеомагнитофона с функцией увеличения изображения, а проверить серийный номер по взломанной картотеке минобороны – раз плюнуть!] Глейзер исчезает из кадра. Пета бежит за ним, крича что-то вроде: «Черт, последняя серия, не срывай съе-о-о-мку!!!» Режиссер в нижнем левом углу кадра дает команду «мотор!» Оператор очень хотел бы снять то, что происходит в коридоре, но… долг превыше всего!
Режиссер (за кадром):
- Пета! На площадку!
Появляется Пета. Она поправляет прическу, одновременно взволнованно оглядываясь назад. Подошедший Рой наивно надеется, что она смотрит на него…
Парень [хорошо загримировали – никаких следов «внушения» режиссера]
- Х-хочешь, я подарю тебе ис-скусственый алмаз? У меня их…
(В этом месте слышен оглушительный выстрел из пистолета. В кадре – паника… Альберта с криком: «Юджин! Нет!!» бросается в коридор. Перепуганный Рой с воплем падает под стол и закрывает голову руками – он любил смотреть сцены захвата террористов… Парень, привязанный к креслу, не знает, что делать. Режиссер вопит: «И когда этот кошмар закончится?! Потянуло же меня снимать этот --------- сериа-ал!!!»
Вдруг в кадре триумфально появляется Глейзер в окружении пораженных Петы и Альберты. Оператор делает картинку больше [за что ему большое спасибо], и мы видим в руке Юджина еще дымящийся пистолет. Он берет пиджак и очки у застывшей Алберты и произносит фразу, которую мы от Шефа, скорее всего, никогда не услышим:
- Красная Ячейка ликвидирована!
Альберта с тривиальным вопросом: «Юджин, ты не ранен?» обнимает его за плечи [нет, попробовала бы Медлен учинить такое!..] А дальше наступает самый интересный момент – в кадре появляется Дон, который в бешенстве размахивает над головой своей банданой с красивой дыркой посередине [конечно же, сейчас всех занимает только один вопрос: прострелил ли ее Юджин до или после того, как Дон снял ее с головы?]
Далее идут какие-то помехи – видимо, сели батарейки в камере. Смутно слышны только три голоса: не очень цензурная лексика Дона, успокаивающий, но не извиняющийся голос Юджина и недовольные слова Петы: «Вот черт! Опять не закончили последнюю серию!! До вечера придется пялиться на эти --------- цветочки от Роя!!!»

Сцена в Отделе
Майкл за лэптопом
Сзади виден Глейзер в своем «офисе»

Майкл-Рой чуть не подпрыгивает на стуле, грызя ногти. Можно понять причину его волнений: после долгих мучений с радостью вышеупомянутого бревна он нажимает букву «Н». Слышен тихий голос режиссера: «Черт, Рой, быстрее! Дальше – буква «и»!»
Рой начинает медленно и сосредоточенно вести пальцем по клавиатуре, начиная с буквы «Й». Наконец, он в отчаянии поворачивается к Глейзеру за помощью, дойдя в своих поисках только до буквы «Щ». Глейзер с улыбкой произносит какую-то фразу [не старайтесь сделать звук громче – это не поможет: Юджин говорит сквозь бронированное стекло] Кто умеет читать по губам, тот поймет, что он сказал «внизу по центру!» Но кто подумал, что это о букве «И», тот сильно ошибается. По-моему, Юджин дает Альберте какие-то указания – ведь «месть» режиссеру еще не состоялась… Рой с радостной улыбкой продолжает поиск. По тому, как кадр периодически сползает вниз, понятно, что эту сцену они снимают минимум сутки… Оператор, наконец, понимает, что Рой надолго увяз в тонкостях высоких технологий, и начинает искать остальных. В кадре – Альберта, сосредоточенно приклеивающая что-то к стулу режиссера [кстати, режиссер в это время мирно спит на том же стуле – заметно, что процесс съемок благодаря Рою идет в бурном режиме…] Оператор увеличивает картинку, и мы видим Юджина, спустившегося вниз и разговаривающего с кем-то по мобилке… Обстановка накаляется: на площадку буквально врывается Дон. Он ищет режиссера. Юджин замечает его и, бросив Альберте «заканчивай!», быстрыми шагами направляется к нему. Дон, видимо, подготовившийся к такому повороту событий, пытается что-то крикнуть режиссеру – Глейзер бросается на него – оператор пытается подойти поближе, цепляясь за что-то по дороге, – но его надежды напрасны… Юджин быстро исчезает за дверью… далее слышен тихий свист и… серые полоски на фоне страшного грохота взрыва…
Как вы поняли, камера пришла в небольшую негодность, но благодаря мании преследования режиссера у нас есть запись единственной уцелевшей из двадцати камер слежения. Итак: съемочная площадка в руинах. За обгоревшим монитором с глупым видом сидит «обломленный» Рой; на разбитом прожекторе краснеет бандана Дона. В это время из облаков дыма появляется Юджин с просто счастливой улыбкой [кстати, тоже уникальное зрелище!] К нему медленно подходят Альберта и Пета, ходившая в гримерку, чтобы выкинуть очередной букет от Роя.
Альберта:
- Юджин… но… но разве заряд был таким мощным?
Глейзер отвечает под дикие вопли Петы типа «Что --------- здесь ---------- происходит ----------?!!»:
- Погоди: это еще далеко не конец…
Он одевает чудом уцелевшие очки, критически осматривает ругающуюся Пету и тихо добавляет:
- Нам нужна конспирация!
Далее камера фиксирует, как Глейзер достает из-под обломков съемочной техники свой бывший еще недавно черным пиджак, надевает его и ложится на пол, предусмотрительно положив поперек себя, на первый взгляд, очень тяжелую железяку. Альберта исчезает из пределов видимости. Но самое главное – впереди…

Через пять минут
Все те же руины, все тот же Рой за столом
Из-под кучи стекла появляется режиссер…

Режиссер (бешеным голосом):
- Что здесь происходит?! Какого черта?!! Последняя сцена, последний день съемок, и тут этот ------, -------, ------- взрыв!!!
Тут режиссер, видимо, вспоминает, что Дон пытался объяснить ему что-то про Глейзера сегодня утром… В кадре – он же, с диким лицом бросившийся на поиски Юджина:
- Да, да, я помню!!! «Праздник» по поводу «конца» съемок!!! Ну все, Глейзер… Глейзер?
[Режиссер замечает Юджина, умело законспирировавшегося под пострадавшего от взрыва…]
- Ага… Юджин тут ни при чем…
[При этих словах, если, конечно, у вас под рукой есть микроскоп, можно заметить в нижнем левом углу кадра чуть видимую улыбку Глейзера…]
Режиссер начинает откровенную ругню, посекундно раскидывая то, что еще чудом уцелело:
- Вот --------, ----------, ----------!!! А все этот Спилберг виноват!!! Что, решил взорвать площадку, как на съемках «Титаника», когда все декорации затопило канализацией?!! [Здесь режиссер, кстати, демонстрирует глубочайшие познания в современном киноискусстве] Ну, попадись он мне сейчас… Я бы ему все сказал, что я думаю об этом ------ сериале, ------- сценарии и ------- главном режиссере, и…
Дальше наступает развязка, достойная победы над Красной Ячейкой. Не очень четко, но, слава богу, видно, как режиссер с пораженным лицом отступает назад под яростным взглядом… появившегося на площадке Спилберга!
Спилберг:
- Ага! Теперь понятно, почему съемки одной сцены растянулись на три дня!!! [Во дает Рой со своим знанием клавиатуры!] Думаешь, ты умнее меня, самого Спилберга?!
- Но… но как вы уз-знали, ч-то…
- Как?! Этот идиот еще спрашивает!!! Мне позвонили и рассказали, какой беспредел тут у вас творится!!! [Так вот кому Юджин звонил перед взрывом…]
Спилберг набрасывается на режиссера, и они «выпадают» из кадра. Когда звуки ударов и крики затихают, на фоне запустения вновь появляется торжествующий Глейзер. Он начинает рассказывать появившейся Альберте о том, что месть удалась, но тут перед ним появляется Дон, чудом не затоптанный Спилбергом… Далее мы можем слышать лишь звон разбитого стекла на фоне надписи белыми буквами: «Недостаточно энергии. Смените батарейки в камере».

Съемки оператора на улице перед студией
Полиция, машины «Скорой помощи», всеобщий хаос

Кадр резко перемещается с юга на север, так что мы попеременно видим: режиссера без сознания, которого тащат два медика; Спилберга, с трудом удерживаемого пятью копами и орущего о том, что второго сезона, мягко выражаясь, не будет; Роя с тем же обломленным видом, вцепившегося в обгоревшую клавиатуру; ботинки Дона и кроссовки Мэттью; Пету, орущую в мобилку: «Слушай, Картер, плюнь на свои «Икс файлы» и тащись сюда: тут настоящая чертовщина!..» и, наконец, Альберту, взволнованно смотрящую на Юджина, который сидит на бампере лимузина Спилберга [Юджин закрыл лицо руками]
Альберта (все так же подозрительно для простых дружеских отношений):
- Юджин, что случилось?
Глейзер смотрит на нее мрачным взглядом и медленно поднимает в руке разбитые очки, говоря что-то вроде «чертов Дон…» Альберта обнимает его, на чем рабочие моменты первого сезона успешно заканчиваются…

Итак, мы добрались до следующего сезона, вопреки клятвенным обещаниям Спилберга. Приведем наиболее интересные эпизоды съемок.

Серия «Новый режим»
Съемка сцены выстрела в Шефа

В кадре – знаменитый зал для брифингов Отдела №1. За красивой голограммой – Юджин, обсуждающий что-то с режиссером. На переднем плане – Дон и Альберта. Оператор увеличивает картинку, и мы слышим содержательную беседу Глейзера:
- Значит так, давай проясним детали. В меня стреляют и…
[Режиссер еще не забыл конец первого сезона, и поэтому (если, конечно, у вас есть система “Dolby Surround”) вы можете уловить некоторое волнение в его голосе…]
Режиссер:
- Д-да, Юджин, вы, с-собственно, п-просто падаете на с-стол, и все…
- Понятно.
Голограмма исчезает. Все готовятся к съемке (заметно, что после «разъяснительной работы», проведенной Спилбергом, дисциплина актеров стала на удивление хорошей… Дон даже прекратил разборки с Глейзером!!!) Опять нудный голос за кадром: «Мотор!!!», и съемка начинается. Влетает агент – его короткий спор с Юджином – агент стреляет – Глейзер падает… и тут происходит что-то непонятное. Кадр вздрагивает в унисон со страшным грохотом. Когда оператор выравнивает кадр, мы видим, как все смотрят на что-то или на кого-то (нам этого не видно за столом). Подбегает режиссер с уже привычным вопросом: «Что --------- происходит?!!» Секунду все стоят молча, а потом Дон с некоторой степенью злорадства отвечает:
- Кажется, Глейзер при падении промахнулся мимо стола…
Молчание держится еще секунду. Внезапно в кадр влетает Альберта с двумя штатными медиками… [Внимание! Настоятельно рекомендуем сделать звук как можно тише для сохранения барабанных перепонок]
Альберта (вопя, как Спилберг на конференции):
- Не-ет!!! Юджин!!! Что случилось?!!
Эти вопли приводят остальных в нормальное (для них) состояние. Начинается паника, хаос, крики и щелканье объективов каких-то проходивших мимо журналистов. Пета хватается за мобилку, чтобы позвонить Картеру, а Рой немедленно смывается с места событий. За спинами актеров в кадр иногда попадает Альберта, схватившая за руку лежащего без сознания Юджина, но съемкам мешает этот чертов стол для брифингов! Оператор, вошедший во вкус таких сцен, пытается подойти поближе, но тут камера с треском вырубается – видимо, провод оказался слишком коротким…

Через пару часов
Та же съемочная площадка
На заднем плане – режиссер, в отчаянии убеждающий Спилберга, что съемки «идут»…

На том же столе, ставшем причиной стольких проблем, сидит мрачный и бледный Юджин [кстати сказать, интересно, откуда у него привычка сидеть на столах – неужели из армии?..] Альберта, все так же держащая руку Глейзера [но, заметьте, теперь левую!], демонстрирует свои познания в медицине, задавая ему различные вопросы о его состоянии. Сам Юджин, судя по его внешнему виду, то ли находится на грани обморока, то ли с трудом удерживается, чтобы не послать кого-нибудь, и вот почему: уже второй раз за съемку его правая рука оказывается травмированной, и опять мы можем лишь догадываться, по какой причине: из-за падения мимо стола или из-за «рукопожатия» Альберты сразу после этого падения…
[Кстати, выдержки Глейзеру не занимать: ведь он сохранил, несмотря ни на что, статус “no comments”, в отличие от Петы, которая сразу же начала ругаться, влепив в свой монолог сообщение о том, что, видите ли, у нее в гримерке уже целая оранжерея по Роевому проекту…]


Серия об эпидемии в Отделе
(Снятая в просветительских целях, чтобы избежать визита санстанции)
Одна из последних сцен
Юджин и Альберта…

В кадре – Юджин, произносящий свой «текст со скрытыми эмоциями»… [Здесь оператор берет общий план, и мы можем заметить у ног Глейзера наглым образом трущуюся о его туфли любимую кошку режиссера, откормленную Мэттью до размеров футбольного мяча с пушистой белой шерстью…]
Юджин заканчивает один из очень немногих чувственных монологов Шефа. [Здесь мы можем увидеть, как его глаза заблестели от выступивших слез. Слышен крик «снято!» и одобрительные слова режиссера: «Молодец, Глейзер! Отлично сыграл!»]
Альберта подхватывает с пола белую кошку и говорит, наблюдая за каплей, медленно скатывающейся по щеке Глейзера:
- Да, Gene, ты сыграл просто великолепно! А эти слезы в конце – прекрасная идея! Так подчеркивает смысл монолога…
Она смолкает и удивленно смотрит на Юджина. Тот отворачивается, и, пряча лицо в платок, говорит приглушенным голосом:
- Ты не понимаешь… просто… у меня на кошек аллергия…
[Далее видно, как Альберта, пробыв секунду в замешательстве, бросает завопившую кошку в камеру, и под вопли оператора, видимо, пытающегося отодрать от себя пушистое существо, заявляет что-то вроде: «Ну режиссер идиот! Развел тут четвероногих друзей! Лучше бы на свою жену посмотрел – она ведь уже давно встречается с Роем!»]
Удивленный режиссер подходит к Альберте [видимо, за подробностями…]

Серия «Сад Эдриан»
Наконец, мы увидим всю семью режиссера в сборе…

[Кстати, декорации серии (шикарный особняк на фоне сада) – загородная английская дача режиссера]

В кадре – Пета, в спешке заучивающая текст сцены. Вокруг нее с очередным букетом ходит Рой – кажется, он чем-то взволнован… Появляется режиссер…
Пета (с раздражением отпихивая Роя):
- Ну что за беспредел?!! Смотри!!!
Она тыкает в лицо режиссеру сценарий, но тот смотрит на Роя, валяющегося посреди грядки с тропическими помидорами.
Пета:
- Да смотри ты!!! [В сторону: ------, -----, ------!!!] Тут же сценарий не дописан!!! Что я говорю после слов «Какого ------- ты меня сюда притащила, Эдриан?!»?!
- Тихо, тихо! Я еще не нашел кандидата на роль Эдриан!
- Ну так найди!
[Режиссер начинает орать на все еще лежащего в грязи Роя, а зря: как вы помните, жена режиссера к Рою неравнодушна…]
- Рой!!! Что – ты – делаешь – на – моей – грядке?!! Быстро вставай! И где я только мог найти на роль такого козла?! И кто только мог мне посоветовать…
Внезапно в кадре появляется угрожающего вида леди в красивом деловом костюме от “Gucci”, с ведром саженцев в одной руке и лопатой – в другой. За ней стоит подозрительный тип ее же возраста с лицом, как минимум, генерала-артиллериста.
Жена [режиссеру]:
- Что?!! Ах ты гад!!! Это я тебе сказала взять Роя на эту роль!!! Что, забыл?!! А ну быстро подними его с моих помидоров!!!
[Пока режиссер выкапывает Роя из удобрений, жена увлеченно рассказывает Пете, и, как стало известно, своему адвокату, о Рое…]
- Рой – это просто чудо! Какой он обаятельный! Какой он…
[Режиссер, наконец, вытаскивает Роя на твердую плитку. «Эдриан» хватает Роя и, заорав во всеуслышанье «а мы идем наверх!!!», уходит. Режиссер в панике…]
Пета:
- Что, изменяют тебе, да?
- Помолчи! Нужно придумать способ отвлечь ее от Роя…
[Режиссер с надеждой смотрит на Пету. Та говорит что-то вроде «и не думай, мне на него глубоко наплевать!»]
Пока режиссер с волнением пытается заглянуть в окно второго этажа, мимо спокойно проходят Юджин и Альберта, а за ними на некотором расстоянии – оператор с камерой, видимо, решивший снять очередной эпизод в духе боевика или детектива…
Режиссер (радостно):
- Точно! Я придумал, как отвлечь ее от Роя!!!
[Режиссер бросается к двери, по пути вопя: «Дорогая! Я решил – ты будешь играть Эдриан!!! А твой адвокат… ну, пусть он будет Джо-орджем!!!]
О результате его предложений можно судить по тому, что через несколько минут крайне обиженный Рой выходит на террасу, даже не обратив внимание на ругающуюся Пету…

Наконец, после долгих и мучительных съемок Эдриан режиссер добрался до третьего сезона. Здесь стоит вспомнить один (но какой!!!) эпизод, достойно завершающий обзор рабочих моментов сериала, который доказывает, что даже внесценарийное развитие событий можно внести в серию…

Серия «Имитация смерти»
Перед съемками

В кадре – Дон и Мэттью, что-то обсуждающие. Камера вперед – и мы понимаем, что они задумали…
Дон (тихо):
- Так вот: я еще не отомстил Глейзеру за тот взрыв после первого сезона! Сделай вот что: когда Глейзер придет в гримерку перед съемками предпоследней сцены, брось туда гранату и убегай! Вот будет весело!!!
Мэттью радуется, как академик зарплате: за весь сериал ему так и не дали пострелять…
[В комнату врывается режиссер с автоматом Калашникова]
Режиссер (яростно):
- Вот черт!!! Эдриан, тю блин, жена опять где-то ходит с Роем!!! Ну, попадись он мне… да я его…
[Режиссер резко щелкает затвором и выбегает]
Мэттью берет со стола пистолет и только собирается идти к Глейзеру, как дверь опять распахивается, и на пороге возникает Пета…
Пета (в бешенстве):
- Вот ----------!!! Опять этот --------- Рой!!! Сколько можно?!! Моя гримерка – не оранжерея, не плантация конопли и не дача жены режиссера!!! Ну, попадись он мне… да я его сразу…
Пета поднимает базуку и выбегает. Мэттью понимает, что сегодня ходить по студии очень опасно, берет второй пистолет у заснувшего Дона и идет на задание…

Коридор
Перед входом в гримерку Глейзера
Мертвая тишина
Мэттью пытается открыть дверь

Мэттью понимает, что он снова забыл код, и уже собирается вернуться к Дону, как вдруг слышит тихие приближающиеся шаги… Мэттью вздрагивает… шаги все ближе… где-то слышится вопль: «Дорогая, где Рой?!!» и крик: «Прощайся с жизнью, цветовод!!!»… Нервы Мэттью сдают… шаги уже совсем рядом…
С оглушительным воплем «Die, bastard!!!» Мэттью вылетает с пистолетом из-за угла и целится… в Глейзера! Глейзер поражен – Мэттью по инерции нажимает на курок – неожиданно появляется режиссер, палящий из автомата, – навстречу выскакивает Пета с заряженной базукой – выбегает Альберта со сковородкой, Рой с букетом, жена режиссера с воплями и, наконец, ничего не понимающий Спилберг… В дальнейшие пять минут кроме дыма, вспышек выстрелов и взрывов вы ничего не увидите…

Сцена последняя
Банкет после окончания очередного сезона
Зал

Среди шума, тостов и поздравлений можно различить знакомые лица… Режиссер что-то обсуждает со Спилбергом и Картером на тему «вот постреляли мы тогда!..» Его жена и адвокат заказывают новую игру из серии “Tomb Raider” по телефону. Дон с Мэттью за столом, едят икру и колбасу и рассказывают другим какие-то поучительные истории. Рой и Пета отошли в угол – им не до общих проблем… Среди всей этой толпы ярко выделяется черный пиджак Юджина, говорящего что-то Альберте мягким тоном и с настоящей «шефовой» улыбкой…
Актерам предлагают сняться для постера «Дружный коллектив Отдела». Сколько раз мы видели эти лица знакомых нам людей, и в нашей памяти останутся образы и имена героев любимого сериала: Никита, Майкл, Вальтер, Биркофф, Медлен и, конечно же, Шеф.